Вторник, 26.11.2024, 08:45

Добро пожаловать на мой персональный сайт!

Меню сайта
Категории раздела
Корзина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование экологической культуры

А.А. Гаврилюк,

учитель географии высшей категории

 МОУ Голицынской СОШ №2

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

1.Формирование ноосферы

Жизнь во Вселенной - явление очень редкое, особенно в высших формах. Рассматривая в качестве объекта феномен жизни, наука неизбежно сталкивается с фундаментальной проблемой человеческой морали. Это особенно актуально в связи с тем, что естественные границы биосферы в настоящее время уже многократно расширены техническими возможностями цивилизации и человеческим знанием. Перспектива создания регулируемой глобальной экологической системы — это есть превращение биосферы в ноосферу. Одной из главных характеристик ноосферы будет ее высокая устойчивость по отношению к воздействию внешних факторов, способных нанести значительный ущерб биосфере. Современная биосфера пока только охвачена преднамеренными и целесообразными воздействиями человека, поэтому нужно считать, что возникновение ноосферы еще далеко незакончено. Следовательно, экологизация мышления и поведения людей - это один из важнейших факторов обеспечения выживаемости человечества. Поразительные успехи техногенной цивилизации привели к необратимым изменениям в природе многих регионов. Проблема экологии заключается не в цивилизации, а в её недостатках. Природу и человека как раз и губит «недоцивилизация». В условиях рабовладельческого и феодального хозяйства допускался только экстенсивный путь развития. Сначала робко, потом всё более уверенно и согласованно человек пошел в наступление на природу. Бесконтрольно росли свалки, реки превращались в сточные канавы кожевенных и прочных ремесел, т.е. всех отходов городской жизнедеятельности. Самым страшным следствием этого процесса стала «черная смерть» - эпидемия чумы. Она разразилась в середине XIV в. и унесла за короткий период несколько десятков миллионов человеческих жизней.

    2.Проблемы экологической экспансии

Однако даже такие события лишь временно сдерживали экологическую экспансию. Тенденции развития не изменялись и уже в конце XV в. кризисные явления вновь дают о себе знать. Продолжающееся наступление на природу привело к истощению земли и запасов горючего. В поисках альтернативных источников энергии люди «набрели» на каменный уголь – будущий «хлеб промышленности». За истекшие столетия население приучилось считать промышленность экологическим бедствием, но в сельском хозяйстве, усматривать пасторальную идиллию. Иллюзия антиэкологичности промышленного производства, сравнительно с аграрным, аналогична сопоставлению земледелия и животноводства с охотой и собирательством. Эйфорические ощущения неисчерпаемости ресурсов в итоге ложатся ещё большим бременем на природу. Идея экоразвития, понимаемая как «хозяйственное развитие с учетом факторов окружающей среды», впервые конкретизировалась на сессии ГАООН в 1975 г. Экоразвитие, было определено как ТАКОЙ ХОД неизбежного и необходимого экономического развития, который существенно не нарушал бы жизненную среду человека, не приводил к уничтожению биосферы, который сочетал бы законы природы, экономики и культуры Определенная ТАКИМ образом идея экоразвития указывала на его многоразмерность и создавала широкие возможности различного его толкования. Экоразвитие должно обеспечивать сохранение (восступоиление) таких параметров природной среды, которые, способствуют и предшествующим потребительским целям развития, одновременно должны обеспечивать охрану человека и важных для него экосистем от биологической деградации и уничтожения. Люди «должны хотеть» экоразвития, должны видеть в нем свой жизненный интерес и проявлять желание действовать в его направлении. С этим связана необходимость изменений навыков и образа жизни, готовность к некоторым потребительским самоограничениям и т. П. ЭТО означает существование определенного диапазона параметров и прочих условий, сохранение которых необходимо для существования и развития жизни на Земле. Идеал экоразвития только тогда будет осуществлена, когда эта экологическая норма станет общественным фактором, прочно войдет в сознание людей и преобразуется в интегрированное «требование для осуществления», а также сознание обязанностей, которые мы должны выполнять, если хотим нормально жить в пределах биосферы и остальных сфер земного покрова и сохранить экологическое равновесие. Тем самым эта идея приобретет значение моральной обязанности. Идея экоразвития такова: поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле. Понимаемая таким образом норма относится не только к поступкам отдельных людей, но и в равной мере к действиям, представляя собой принцип широко понимаемой социальной этики и культуры.

3.Природопользование и экологические нормы из поведения общества

Достижение состояния, когда будут учитываться экологические нормы, требует многообразных и скоординированных действий. С одной стороны, необходимо формирование таки видов активности и самоорганизации людей которые «заставят» их действовать проэкологически, с другой же стороны, здесь чрезвычайно возрастает роль

Экологического образования, понимаемого как формирование экологического мышления и экологической культуры. Чтобы говорить об экологическом мышлении, следует уточнить, что подразумевается под словом «экология» и образованным от него прилагательным «экологический». Это непростая задача, так как данный термин нельзя определить однозначно. В настоящее время он используется не только в науке, но и в политике, экономике, публицистике, в сфере идеологии, культуры, философских и мировоззренческих дискуссиях и т. п.

Так по новому законодательству введена персональная материальная ответственность руководителя предприятия за преступление в отношении окружающей среды, а не на предприятие, как было ранее. Любая современная профессиональная сфера обязана быть публичным употреблением разума. В реальной жизни происходят непрерывные столкновения краткосрочными стратегиями, связанными с длительной образовательной подготовкой.

Народная мудрость гласит: «Каждый кулик своё болото хвалит»,значит нам надо воспитывать молодежь так, чтобы они нет только своё «болото» видели, но и всю экосистему в нем, правильно воспринимали и преобразовывали её в лучшую сторону.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: gaa0362 (17.06.2011)
Просмотров: 1455 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: