А.А.
Гаврилюк,
учитель
географии высшей категории
МОУ
Голицынской СОШ №2
ЕДИНОЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОСУДАРСТВ БЫВШЕГО СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Современные
геоэкологические проблемы всё теснее переплетаются с политическими, социальными
и экономическими, всё больше зависят от них. Это хорошо видно на примере
государств, возникших на территории бывшего Советского Союза. Обострение
экономических и политических отношений между некоторыми из них сопровождаются,
как правило, ещё большим осложнением их экологических проблем, а иногда и
возникновением их. Наоборот, гармоничные взаимосвязи облегчают решение многих
экологических проблем.
Большая часть
локальных и тем более региональных геоэкологических проблем имеет
межгосударственное и даже общемировое значение, и решать их надо в унисон с
общечеловеческими интересами. Это очень важно учитывать в современных условиях
становления независимых государств на территории бывшего СССР. При этих
процессах всё чаще возникает необходимость осознания единства не только экономического,
но и экологического пространства.
Единство
экологического пространства обусловлено комплексом географических факторов,
природных и хозяйственно-экономических. Так, перемещения воздушных масс, от
состояния которых зависят многие экологические параметры природной среды,
являются общими для большинства стран, возникших на территории бывшего СССР.
Многие крупные реки представляют собой межгосударственные источники
водоснабжения. Да к тому же они перемещают загрязняющие вещества с территории
одного государства на территорию другого. Единая энергетическая система бывшего
СССР до сих пор обеспечивает электроэнергией государства, возникшие на его
территории. Но при этом экологические следствия работы многих входящих в неё
электростанций проявляются в очень удалённых от них районах, на территориях
соседних государств, например радиоактивные отходы атомных электростанций
Украины до недавнего времени обезвреживали в Красноярском крае России.
Для каждого
крупного региона единого экологического пространства свойственны свои,
специфические экологические проблемы. Но не смотря на это, в их решении есть
общее: необходимость делового сотрудничества многих народов, проживающих и на
территории самих регионов, и за их пределами. Например, решить сложнейшие
экологические проблемы Аральского региона можно только на межгосударственной
основе, усилиями народов Средней Азии, Казахстана и России. Для решения
экологических проблем Севана Армения нуждается в сотрудничестве всех стран
Закавказья и южных регионов России: необходимо рациональное использование
энергетических и водных ресурсов всего региона. В условиях же межнациональных
конфликтов давно назревшие экологические проблемы Закавказья не только не могут
быть решены удовлетворительно, но и, несмотря на их жизненно важное значение,
отодвигаются на второй план.
Многие крупные
геосистемы используются в хозяйственной жизни одновременно нескольких4
государства В этом случае рациональное использование природной среды и
природных ресурсов возможно исключительно на межгосударственной основе, а
решение экологических проблем требует межрегиональной интеграции. Так,
сохранение и улучшение природных условий Каспийского моря, осуществление мер по
оптимизации использования его ресурсов возможно только при координации усилий
Азербайджана, Российской Федерации, Казахстана и Туркменистана. Орошение
обширных пространств бывших сухих степей и пустынь Ферганы, преобразование ее
природы и хозяйства было возможно только в условиях сотрудничества Узбекистана,
Таджикистана и Кыргызстана. Оптимизация природных условий Припятского Полесья
может быть достигнута только при совместном скоординированном использовании его
ландшафтов Украиной, Беларусью и Россией. Как только сотрудничество между
государствами нарушается, так сразу же резко ухудшается использование природных
ресурсов, нарушается качество окружающей среды. Это отчетливо проявилось,
например, в период июньских событий 1989 г. в Исфаринском районе Таджикистана.
Конфликт между народами двух соседних стран привел здесь к разрушению
межгосударственного канала и значительных площадей орошаемых
сельскохозяйственных земель. Недостаточная координация совместного
использования вод Амударьи в Хорезмской области Узбекистана и Ташаузской
области Туркменистана сопровождается нерациональным использованием столь
ограниченных в этом регионе водных ресурсов. Это выражается в том, что на
территории Туркменистана строят канал, который идет в обход Хорезмской области
Узбекистана. Причем прокладывают его параллельно существующему Хорезмскому
каналу в Узбекистане. В результате несбалансированных межгосударственных
интересов в водопользовании непродуктивный расход амударьинскои воды
значительно возрастет.
В бывшем Советском Союзе многие
крупные и крупнейшие геосистемы находились в пределах одного государства. Это в
принципе позволяло подходить к охране и использованию крупных природных
комплексов с единых позиций, хотя такая возможность далеко не всегда
использовалась. Теперь же многие крупные геосистемы оказались поделенными между
государствами. Поэтому комплексный подход, который особенно важен в организации
рационального использования крупных геосистем, в современных условиях
затруднен. По требованию некоторых государств ликвидированы даже
централизованное управление использованием ресурсов Каспийского моря и контроль
за его экологическим состоянием и мерами защиты. Между тем бассейн Каспия един.
Его гео- и экосистемы не имеют и не могут иметь межгосударственных границ.
Следовательно, очень нужен межгосударственный орган, способный контролировать и
решать экологические проблемы Каспия в интересах всех прилегающих к нему стран.
Но из-за противодействия некоторых из них работа такого рода на Каспии прервана
и острота его экологических проблем возрастает. Геосистема Волги охватывает
многие области России и семь входящих в нее республик. В таких условиях местный
приоритет в решении проблем охраны окружающей среды и природопользования
затрудняет решение многих экологических проблем. В соответствии с ним единая
Волга в процессе ее использования и охраны должна быть поделена на восемь
неравных частей. А ведь Волга к тому же давно уже превратилась в единую
геотехническую систему, состоящую из каскада водохранилищ. Оптимальное их
функционирование может быть организовано лишь из одного управляющего центра.
Нарушение единых принципов водопользования в бассейне Волги сопровождается еще
большим ухудшением экологических свойств реки, экономическими и социальными
бедствиями. Так, катастрофическое наводнение весной 2001 г. в низовьях Волги
(Астраханская и Волгоградская области), во время которого были разрушены
десятки населенных пунктов, огромные площади сельскохозяйственных угодий, сотни
животноводческих ферм, в значительной степени было вызвано противоречивыми
действиями природопользователей в бассейне реки.
К сожалению,
противоречия между государствами — бывшими республиками СССР в процессе
хозяйственного использования крупных геосистем нарастают. Ужесточились
противоречия в связи с различными подходами к использованию рек Днестра,
Сырдарьи и др. Раздел единых геосистем обостряет экологические проблемы,
затрудняет принятие действенных мер по их решению. Например, р. Северский Донец
на территории Украины имеет одни экологические нормы использования и охраны, а
в пределах России — совершенно другие. Эти нормы не согласуются друг с другом и
потому не дают в целом необходимого экологического эффекта.
Во многих регионах защита
природной среды от загрязнений может быть успешной только в том случае, если
она организована на межгосударственной основе. Так, осуществление проекта
«Чистая Балтика» требует действий по единой программе России, Литвы, Латвии и
Эстонии. Меры по сохранению чистоты вод р. Западной Двины (Даугавы) дадут
желаемый эффект, если их одновременно будут осуществлять по единой программе и
в Риге, и в городах Беларуси, прежде всего в Новополоцке, Полоцке и Витебске.
В большинстве
случаев решение крупных экологических проблем требует изменения структуры
хозяйственно-экономических связей между государствами. Вспомним, что в свое
время закрытие Ереванской (Армянской) АЭС в целях радиационной безопасности
оказалось возможным лишь при увеличении подачи в Армению электроэнергии,
вырабатываемой на электростанциях других республик, и газа из России.
Уменьшение вдвое по сравнению с ранее запланированной мощности Игналинской АЭС,
отклонение экологически опасных проектов по добыче нефти в районе Куршского
залива было возможно также только благодаря увеличению подачи в Литву
энергоносителей из других республик бывшего СССР.
Изоляционистские
тенденции в некоторых государствах на территории бывшего СССР почти всегда
заставляют забыть о приоритете экологических проблем, отодвигают их на второй
план. Там, где эти тенденции набирают силу, все чаще принимают
антиэкологические хозяйственно-экономические
решения. Например, ныне Литва
выступает за расширение Игналинской АЭС. А ведь в прошлом представители Литвы
на всех уровнях государственных структур СССР доказывали необходимость
немедленного прекращения работ по расширению станции и вообще ее ликвидации.
При этом они выдвигали такие аргументы: сейсмически опасный район, опасность
загрязнения озера Друшкляй и роста заболеваемости населения и т. п. Ныне эти
аргументы забыты. Аналогичное положение складывается в Армении, где ставят
вопрос о расконсервации АЭС, которая в прошлом удовлетворяла до 40% всех энергетических
потребностей республики. Принято решение увеличить сброс севанской воды для
энергетических целей. В 1989
г. в Ереване закрыли экологически неблагополучный
химический комбинат. Позднее его снова частично открыли. В Латвии изменилось
отношение к Слокскому целлюлозно-бумажному комбинату. Раньше здесь требовали
его закрытия, резонно считая одним из главных загрязнителей моря у Юрмалы,
теперь же эти требования сняты. В некоторых государствах на территории бывшего
СССР введено собственное исчисление времени. Это сопровождается существенным
увеличением потребления энергии и соответственным ростом загрязнения окружающей
среды. Все чаще раздаются призывы вывести страны — бывшие республики бывшего
СССР из межгосударственной системы энергоснабжения. Но если единая
энергосистема окажется разорванной по государственным границам, то это еще
более усложнит и без того тяжелое экономическое и экологическое состояние всех
этих стран.
Под угрозой оказалась
сложившаяся система заповедных территорий. Так, выдвигают требование
ликвидировать Красноводский заповедник. А ведь это одно из важнейших мест
массовых зимовок водоплавающих и околоводных птиц. В случае его разрушения под
угрозой будет судьба птиц, прилетающих сюда на зимовку с огромных территорий,
простирающихся от бассейна Печоры до бассейна Енисея, от тундры до озёр
Юго-Западной Сибири и Северного Казахстана.
Хозяйственную
деятельность в любом месте надо осуществлять с учетом необходимости сохранения
благоприятных свойств среды в соседнем регионе, независимо от того, входит он в
состав своей или соседней страны. При этом все географо-экологические следствия
должны взвешиваться тщательно и полно. К сожалению, в прошлом этому
обстоятельству не придавали большого значения. Так, недостаточный учет эколого-
территориального фактора проявился в геоэкологических последствиях размещения
Таджикского алюминиевого завода в Гиссарской долине вблизи границ Узбекистана.
В результате ядовитые отходы предприятия распространяются на поля и сады
Сариасайского района Узбекистана, осложняя отношения между соседними народами.
Благодаря
сложной системе географических связей изменение экологических и природных
условий на территории одного региона может оказывать влияние и на соседние, и
даже на очень удаленные регионы, на состояние их природной среды и техносферы.
Это хорошо видно на примере Средней Азии. Здесь в результате интенсивного
орошения и обводнения сельскохозяйственных земель произошли очень большие
изменения природных условий, геоэкологические последствия которых сказываются
не только на Туранской равнине, но и в отдаленных от нее регионах. Миллионы
тонн соляной пыли разносят ветры с обсохшего дна Аральского моря— антропогенной
пустыни Аралкум. Большое количество такой пыли выпадает на поверхности ледников
Тянь-Шаня и Памира, что способствует их таянию. На орошаемых землях постоянно
увеличивается испарение влаги. При большом количестве в воздухе ядер
конденсации в виде частиц соляной пыли это приводит к увеличению осадков в
горах. Возрастание интенсивности таяния ледников и рост осадков все чаще
сопровождаются разрушительными селями и оползнями, ведущими к гибели людей в
горах. Воздушные потоки выносят аральскую соль далеко за пределы Средней Азии.
В апреле 1978 г.
на несколько суток была парализована система энергоснабжения Татарии: южные
ветры принесли сюда соляную пыль, которая, осев на изоляторах, привела к
короткому замыканию высоковольтных линий. Своевременное прогнозирование и
предотвращение негативных геоэкологических последствий хозяйственной
деятельности, определение всех территорий, на которых они будут проявляться,
имеет большое значение для налаживания делового сотрудничества и укрепления
экологического доверия между государствами.
Функционирование промышленного и
сельскохозяйственного производства сопровождается порой авариями, которые
влекут за собой крупные локальные и региональные нарушения природной среды.
Многие из них благодаря действию некоторых географических процессов
(перемещение воздушных масс, вод рек. морские течения, силы гравитации) влияют
на природу обширных регионов, в том числе и удаленных от источников негативных
экологических воздействий. В результате на продолжительное или короткое время
формируются регионы экологического бедствия и даже катастроф. При этом они
часто охватывают территории не одной, а нескольких стран. Поэтому ликвидация
геоэкологических последствий технологических катастроф обычно требует
взаимодействия народов нескольких стран, тесной координации их усилий.
Вспомним, как в сентябре 1983
г. на Стебницком калийном комбинате Львовской области
произошел прорыв плотины отстойника, в котором накапливаются остаточные
продукты технологического цикла — высококонцентрированные рассолы. Несколько
миллионов кубометров рассола, поражающего все живое, хлынули в Днестр и
распространились вниз по реке на 600
км. На их пути в реке погибли вся рыба, водоросли и
другие живые организмы. Погибло множество скота и птицы, которые пили речную
воду. Нависла угроза над водоснабжением многих городов и сел, здоровьем
миллионов людей нескольких областей Украинской и Молдавской ССР. Потребовались
быстрые скоординированные меры двух республик по организации безопасного и
надежного водоснабжения, по восстановлению природных качеств вод Днестра и его
долины. Для решения всех этих сложных задач пришлось
принимать общие меры на межреспубликанском уровне, игнорируя
административно-государственные границы, применяясь лишь к естественным
рубежам природных комплексов и технических геосистем. В условиях могущества
современных техники и технологий некоторые локальные экологические катастрофы
быстро приобретают суперрегиональный характер. Их последствия сказываются на
большом числе стран и крупных географических регионов. Это отчетливо продемонстрировала
авария на Чернобыльской АЭС. В момент аварии 26 апреля 1986 г. над районом станции
находилась западная часть антициклона и поэтому здесь господствовали
юго-восточные ветры. Этими ветрами радиоактивные облака, образовавшиеся на
высоте 1200 м,
были перенесены с территории Украины в Беларусь, а затем в Финляндию, Норвегию
и Швецию, страны Центральной Европы. В Париже и над Британскими островами пик
радиационного фона был зафиксирован уже 2 мая. 3 мая на о. Хонсю в Японии,
более чем в 8000 км
от места выброса, было зафиксировано повышение радиоактивного фона. Оно было
связано с восточной частью шлейфа радиоактивных облаков, которым прошел над
северными районами России. Отсюда на высотах средней тропосферы со скоростью до
100 км/ч
радиоактивные облака были перенесены в Японию, пересекли Тихий и Атлантический
океаны и достигли Европы, совершив кругосветное путешествие, К счастью, в
большинстве стран мира повышение радиоактивного фона было незначительным.
Выпадение радиоактивных осадков достигло опасных размеров лишь в некоторых
областях Украины, Беларуси и России. Таким образом, чернобыльская катастрофа
наглядно продемонстрировала единство географических процессов, их глобальный
характер, не считающийся с государственными границами. Очевидно, что
предотвращение крупных экологических катастроф и устранение их следствий
требует согласованных усилий множества государств и уж, конечно,
эколого-политических соглашений и договоренностей между всеми странами на
территории бывшего СССР.
Наряду с негативными имеются и
значительные позитивные геоэкологические взаимосвязи и взаимодействия, которые
носят межгосударственный характер. К их числу можно отнести решения
экологических проблем, которые благотворно сказываются на природных условиях
соседних государств. Например, успешная борьба с дефляцией в Северном
Казахстане имела положительное экологическое значение и для некоторых регионов
России, Украины и Средней Азии. В результате проведенных работ произошло
снижение запыленности атмосферы на больших территориях. Наиболее сложные и
значительные экологические проблемы любого государства и крупного региона на
территории бывшего СССР могут быть успешно разрешены только совместными
усилиями всех народов, с помощью общего экономического и экологического
потенциала этих стран. Характер и направление физико- и
экономико-географических процессов между ними определяют необходимость
межгосударственного подхода на едином геоэкологическом пространстве. В
противном случае экологические проблемы невозможно решить или предотвратить.
|