Духовно-нравственное воспитание и образование
как способ бесконфликтного этнокультурного сосуществования
А.А. Гаврилюк
МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г.К.Жукова,
г. Краснознаменск, Московская область, Россия
В настоящее время межэтническое взаимодействие народов имеет противоборствующий характер, год от года всё более опасный. Вследствие массовых трудовых миграций происходит увеличение численности населения за счет притока мигрантов, это особенно актуально внутри политико-территориальных образований. Одной из главных социальных проблем в данное время является проблема толерантности, поэтому духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения необходимо уделять особое внимание в сочетании с профессиональным подходом.
Подтверждением опасной динамики межнационального взаимодействия явились результаты Швейцарского референдума, когда большинство граждан проголосовали против строительства минаретов в своей стране, и на это последовала соответствующая негативная реакция исламского мира. Массовые беспорядки мигрантов в Германии и Франции и других странах Зарубежной Европы помимо социально-экономических причин имели явный этнокультурный контекст. События в Швейцарии показали, что проблему толерантных взаимоотношений между этническими представителями разных цивилизаций необходимо решать своевременно. Большое значение для нас имеет проблема этнокультурного взаимоотношения на территории государств бывшего Советского Союза, в том числе для исторически многонациональной России. Неразрешённые межэтнические конфликты в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Крыму, Грузии и Южной Осетии, а также некоторых регионах России явились своеобразным пусковым механизмом в развитии конфликтных этнокультурных взаимоотношений. Вследствие ухудшения социально-экономического положения внутри нашей страны нерешенные межэтнические конфликты при смене поколений лишь обострились и, с течением времени, приобрели массовый характер.
На фоне этих конфликтов особое значение в этнокультурном взаимоотношении занимает воспитание в обществе принципов толерантности и взаимного уважения в межэтнических связях. При этом огромное значение в достижении данных целей занимают образовательные учреждения – школы, так как именно в них молодое поколение получает основное духовно-нравственное воспитание и просвещение. При этом важно отметить, что взаимодействие православных учреждений и образовательных школ неоднократно усиливает положительный эффект становления неконфликтных межэтнических взаимоотношений.
Важно отметить, что в основе организации учебно-воспитательного процесса лежит национальная воспитательная система, само представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В законе "Об образовании" в ст. 14 сформулированы государственные задачи, решение которых должно обеспечивать: самоопределение личности, создание условий для ее самореализации; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общества и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества, применимо к образовательным учреждениям – духовно-нравственная культура учителя является основой развития нравственности детей
Российская воспитательная система, имеющая исторический характер, зародилась в условиях определенной эпохи: в средневековой Руси просвещение и воспитание было централизовано в религии, преимущественно для православных христиан. Православная церковь испокон веков направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства. Православие было одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, постоянно расширяющую свои территории, была необходима общая система нравственных и духовных ценностей, таких как честь, верность, духовность, самоотверженность и любовь. Православие издревле объединяло людей в единый народ.
Москва и Московская область - территория со значительным конфликтным потенциалом, который сформирован рядом факторов различной природы. Во-первых, в настоящее время население данной территории состоит из представителей различных национальностей, преимущественно двух религий: православные и мусульмане. Во-вторых, сильный социально-экономический разрыв слоёв населения с преобладанием уровня доходов «ниже среднего». Казалось бы, при таком наборе конфликтогенных факторов межэтническое противостояние неизбежно. Но, к счастью, этого нет. Во - многом благодаря безостановочной работе системы образования и духовно-нравственного просвещения, ведь, как известно, православная вера всегда отличалась толерантным отношением к людям разных вероисповеданий. Православная Церковь считает неотъемлемым право личности на свободу, но не на беспредел; внутреннюю свободу воли каждого человека, ибо эта свобода есть дар Божий. Люди всяких вероисповеданий, идеологий и мировоззрений воспринимаются Православной Церковью с высочайшей любовью к их личности и природе. Православие учит видеть грех, осознавать и избегать его, а не осуждать грешника.
В заключении хочется отметить: в России пришло время для создания совместной государственно-церковной системы образования , поскольку церковь невозможно отделить от российского народа, духовно-нравственное просвещение позволяет преодолеть угрозу полного разрыва преемственности поколений и целостности культурного многообразия.
Список используемой литературы:
1. Ю. Арутюнян, Л. Дробижева, Ю.Кузнецов. Выходцы из Закавказья в Москве — кто они? ссылка
2. А.Б.Афанасьева, РГПУ им.А.И.Герцена, Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования. // [Проблемы педагогики и психологии, №3 – 2009г] ссылка
3. А.А.Леонтьев История образования в России от Древней Руси до конца ХХ века.// Россия: история и культура [энциклопедический словарь].
|