А.А.
Гаврилюк,
учитель
географии высшей категории
МОУ
Голицынской СОШ №2
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ
Современное
название курса экономической и социальной географии России предполагает
повышение роли в его содержании вопросов, связанных с социальной сферой. Важное
место в этой сфере занимают народные художественные промыслы. Этот вид
искусства непосредственно связан с географическими особенностями района. К
сожалению, учителя на уроке почти ничего о них не рассказывают, ограничиваясь
только их упоминанием. Между тем народные художественные промыслы есть во
многих районах страны. Они имеют народнохозяйственное значение и занимают
значительное место в экспорте страны. Происхождение народных художественных
промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного
развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных
ресурсах. Народные художественные промыслы - важный элемент культуры и быта
населения.
Народные
художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции,
используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее
распространены ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка
и вышивка, кружевоплетение, ковроделие, резьба и роспись по дереву,
художественное гончарство, резьба по кости, обработка мягкого камня,
художественная обработка металла, лаковая миниатюра и т.д.
Эти промыслы
развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр, наиболее
известный и характеризующийся относительно большими размерами производства и значительным
числом занятых. Именно эти центры и должны быть, на мой взгляд, предметом
изучения в школьном курсе экономической и социальной географии России. Причём
рассматривать их целесообразно при изучении тех районов страны, где они играют
значительную роль в его хозяйстве и где «вплетаются» в географическую
характеристику.
К таким районам
можно отнести, прежде всего, Центральную Россию, где народные промыслы наиболее
развиты, тесно связаны с историей района и его географическими условиями. Много
центров народных художественных промыслов расположено в Поволжье,
Северо-западной и Северной России, на Урале, в Закавказье и Средней Азии.
Но, видимо,
нельзя предусмотреть какое-то единое для всех промыслов и районов содержание их
характеристики. В одних случаях целесообразно показать учащимся, как возникли
промыслы, в других - охарактеризовать особенности их производства и выпускаемой
продукции.
Во всех случаях желательно иметь
образцы продукции или фотографии для показа их учащимся.
В данной статье я
попытаюсь дать рекомендации о путях включения материала о народных
художественных промыслах в изучение конкретных тем курса.
Как уже
отмечалось, наибольшее значение эти промыслы имеют в Центральной России.
Некоторые из них возникли здесь в глубокой древности и были разновидностью
крестьянского труда, удовлетворяющей бытовые нужды семьи. К числу таких
промыслов относится ручное ткачество. Ткани изготовляли на ручных станках из
местных материалов, главным образом льна и овечьей шерсти, используя в качестве
красителей цветные глины и растительные краски. Крестьяне украшали различными
узорами свою одежду (сарафаны, рубахи и т.п.), предметы быта (полотенца,
скатерти, рядна). Русская национальная одежда была создана именно домашним
ручным ткачеством. В прошлом ручное ткачество было распространено в сёлах
Центральной России повсеместно, сейчас же оно сохранилось лишь в немногих
районах. Наиболее крупный их центр - Рязанская область (прежде всего
Сапожковский район), где ткут скатерти, занавеси, тканые ковры и другие
изделия.
Так же, как и
ручное качество, возникла народная вышивка. Ею украшали платья и
предметы домашнего обихода. Особенно это относилось к праздничной одежде. В
конце XIX века вышивка в Центральной России получила промышленное значение —
вышивальщицы стали работать по заказам оптовиков-скупщиков, продававших
кустарные изделия в городах. Наибольшее развитие строчевышивальный промысел
получил в Ивановской области (Шуйский, Пучешский и другие районы), где
вышивают главным образом белые полотняные изделия из фабричной ткани. Другой
центр строчевышивального промысла в Центральной России — Торжок
(Тверская область), который славится вышивкой золотом (по бархату, замше и
другим материалам). В Торжке расположена единственная в стране художественная
школа, готовящая специалистов по вышивке.
Многовековую
историю имеет в Центральной России кружевоплетение. Это очень трудоёмкий
процесс, и не случайно оно сложилось, прежде всего, в густонаселённых южных
чернозёмных частях Центральной России. Главный центр кружевоплетения сейчас — Елецкий
район (Липецкая область). Здесь основное производство кружев,
значительная часть которых идёт на
экспорт. Здесь же работает художественная школа, готовящая специалистов по
кружевоплетению.
Старинный
промысел Центральной России - гончарствр. Ещё в середине XVIII века
гжельские мастера в Подмосковье изготовляли из местных глин керамические
изделия из цветной обожжённой глины, покрытые глазурью. Это была первая русская
майолика. Гжель и теперь сохраняет значение главного центра по
производству художественной керамики (фарфоровые скульптуры, посуда) и по
подготовке кадров специалистов в этой области (Гжельский керамический
техникум).
Всемирную
известность имеют художественные промыслы Центральной России по изготовлению
различных лакированных предметов из папье-маше, расписанных красочными
миниатюрами - шкатулок, ларцов, блюд, предметов туалета и т.п. Современные центры
лаковой живописи - Палех и Холуй в Ивановской области, Мстёра во
Владимирской области. В прошлом это были центры владимирско-суздальской
иконописи. Многое из иконописной техники перенесено в современную живописную
миниатюру. Техника эта очень сложная и трудоёмкая, требует большого мастерства.
Коротко опишу
технологию изготовления шкатулки: намотанные несколькими слоями на болванку
нужной формы картонные полосы зажимают в прессе, пропитывают растительным
маслом, просушивают и обрабатывают на токарных станках. Затем полученную
шкатулку шлифуют, покрывают лаком, на который в дальнейшем кисточкой наносят
рисунок.
У каждого из этих
трёх промыслов свой традиционный вид живописи, своё сочетание цветов, свой
рисунок и, конечно, своя школа подготовки специалистов.
Иное
происхождение лаковой живописи в Федоскино. Он имеет историю
сравнительно недавнюю. Возник на базе фабрики (Лукутина), которая поставляла
художественные предметы (табакерки, папиросницы и др.) в Петербург и Москву.
Постепенно производство расширялось, переросло рамки одной фабрики и сейчас
широко известно в мире.
В церковном
зодчестве Центральной России важное место занимали фрески, рельефные изразцы,
кресты и иконы. Всё это создавали местные умельцы. От них и пошёл возникший в
конце XVIII века в городе Ростове- Ярославском, известном своими
монастырями и церквами, промысел по изготовлению художественной эмали
(финифть). В настоящее время мастера
финифти Ростова-Ярославского
производят броши, коробки, предметы туалета и другие изделия, которые ценятся и
в нашей стране, и за рубежом.
Особое место в
художественных промыслах Центральной России занимает изготовление игрушек. Ещё
в XVII веке изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при
Троице-Сергиевой лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в этом
районе возник кустарный промысел по изготовлению игрушек (коней, троек, барынь
и т.п.). Центр этот и сейчас сохраняет за собой ведущее место по производству
таких игрушек.
Народные
художественные промыслы получили развитие и в других районах России, хотя по
масштабам производства и разнообразию они значительно уступают промыслам
Центральной России и локализованы в немногих местах.
В Поволжье
художественные промысла распространены главным образом в северной его части - в
Заволжье, где мастера росписи и резьбы по дереву издавна расписывали
жилища, предметы домашнего быта. Развитию росписи и резьбы по дереву
способствовали переселившиеся сюда старообрядцы, вместе с которыми приехали и
иконописцы. Современный центр художественной росписи и резьбы по дереву не
только в Поволжье, но во всей России - Семёновский район Нижегородской
области, где делают хохломские изделия: вазы, мебель, ложки,
известные своим растительным орнаментом и техникой золотой окраски.
Вогло-Вятская
часть Поволжья известна в стране промыслом народной игрушки. Крестьяне
занимались как побочным промыслом, так и изготовлением из ивовых прутьев, лыка,
мочала, соснового корня различных так называемых щепных и плетёных вещей (сита,
корзинки и т.п.) и игрушек. В дальнейшем наряду с деревянной игрушкой здесь
стали делать глиняную игрушку, которая в последствии приобрела большую
известность. В настоящее время основной центр промысла такой народной игрушки -
город Киров, где изготовляют яркие и красочные дымковские глиняные игрушки.
В Северо-Западной
и Северной России народные промыслы сложились в первую очередь на базе местного
льна. Наибольшей известностью пользуются Крестецкий строчевышивальный
промысел (Новгородская область), где делают так называемую гипюрную вышивку на
белом льняном полотне, и кружевоплетение в некоторых районах Вологодской
области (Вологодский, Сокольский, Грязовецкий и другие районы), которая
занимает первое место в стране по производству кружев.
Особое место
среди народных промыслов Северной России занимает резьба по кости. Этот
оригинальный промысел сложился в Холмогорском районе Архангельской области
(с.Ломоносове, где работает единственная в России школа косторезов). В прошлом
холмогорские косторезы в основном обрабатывали добываемую на крайнем севере
мамонтовую кость, а также моржовую кость. Сейчас обрабатывают наряду с моржовой
костью и обычную кость.
На Урале
наиболее распространённый народный промысел - камнерезный. Для него
используют гипсовый камень, имеющий многочисленные месторождения на западе
Урала, в Пермской области (Кунгурский район). Гипсовый камень — мягкий,
вырубленный в карьерах, он обтачивается, а затем из него вырезают различные
изделия.
На Северном
Кавказе народные художественные промыслы получили наибольшее развитие в
Дагестане. Здесь изготовляют кустарным способом ковры из местной овечьей
шерсти, а также ювелирные изделия и предметы домашнего обихода из серебра
(подстаканники, ложки, стопки, вазочки и т.п.).
Материал о
народных художественных промыслах желательно включать в географическую
характеристику района. При изучении Центральной России он заслуживает
специального рассмотрения, так как имеет определённое значение для хозяйства
России. При рассмотрении Поволжья и Урала этот материал целесообразно связать с
характеристикой ресурсов (древесины и полезных ископаемых), а при изучении
Северной России и Северо-Запада - с сельским хозяйством (лён) и морским
промыслом (обработка кости). Изучая Северный Кавказ, о промыслах можно
упомянуть как о специфике Дагестана.
Использование
сведений о народных промыслах способствует более прочному запоминанию материала
учащимися, повышает интерес к предмету, оживляет урок.
|