Среда, 02.07.2025, 03:54

Добро пожаловать на мой персональный сайт!

Меню сайта
Категории раздела
Корзина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Народные промыслы России

А.А. Гаврилюк,

учитель географии высшей категории

МОУ Голицынской СОШ №2

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

 

Современное название курса экономической и социальной географии России предполагает повышение роли в его содержании вопросов, связанных с социальной сферой. Важное место в этой сфере занимают народные художественные промыслы. Этот вид искусства непосредственно связан с географическими особенностями района. К сожалению, учителя на уроке почти ничего о них не рассказывают, ограничиваясь только их упоминанием. Между тем народные художественные промыслы есть во многих районах страны. Они имеют народнохозяйственное значение и занимают значительное место в экспорте страны. Происхождение народных художественных промыслов, как правило, обусловлено историей хозяйственного и культурного развития района, и в большинстве случаев они базируются на местных природных ресурсах. Народные художественные промыслы - важный элемент культуры и быта населения.

Народные художественные промыслы в нашей стране разнообразны по своей продукции, используемому материалу, применяемой технике и технологии. Наиболее распространены ручное ткачество и роспись тканей, художественная строчка и вышивка, кружевоплетение, ковроделие, резьба и роспись по дереву, художественное гончарство, резьба по кости, обработка мягкого камня, художественная обработка металла, лаковая миниатюра и т.д.

Эти промыслы развиты в разных районах страны, но каждый из них имеет свой центр, наиболее известный и характеризующийся относительно большими размерами производства и значительным числом занятых. Именно эти центры и должны быть, на мой взгляд, предметом изучения в школьном курсе экономической и социальной географии России. Причём рассматривать их целесообразно при изучении тех районов страны, где они играют значительную роль в его хозяйстве и где «вплетаются» в географическую характеристику.

К таким районам можно отнести, прежде всего, Центральную Россию, где народные промыслы наиболее развиты, тесно связаны с историей района и его географическими условиями. Много центров народных художественных промыслов расположено в Поволжье, Северо-западной и Северной России, на Урале, в Закавказье и Средней Азии.

Но, видимо, нельзя предусмотреть какое-то единое для всех промыслов и районов содержание их характеристики. В одних случаях целесообразно показать учащимся, как возникли промыслы, в других - охарактеризовать особенности их производства и выпускаемой продукции.

Во всех случаях желательно иметь образцы продукции или фотографии для показа их учащимся.

В данной статье я попытаюсь дать рекомендации о путях включения материала о народных художественных промыслах в изучение конкретных тем курса.

Как уже отмечалось, наибольшее значение эти промыслы имеют в Центральной России. Некоторые из них возникли здесь в глубокой древности и были разновидностью крестьянского труда, удовлетворяющей бытовые нужды семьи. К числу таких промыслов относится ручное ткачество. Ткани изготовляли на ручных станках из местных материалов, главным образом льна и овечьей шерсти, используя в качестве красителей цветные глины и растительные краски. Крестьяне украшали различными узорами свою одежду (сарафаны, рубахи и т.п.), предметы быта (полотенца, скатерти, рядна). Русская национальная одежда была создана именно домашним ручным ткачеством. В прошлом ручное ткачество было распространено в сёлах Центральной России повсеместно, сейчас же оно сохранилось лишь в немногих районах. Наиболее крупный их центр - Рязанская область (прежде всего Сапожковский район), где ткут скатерти, занавеси, тканые ковры и другие изделия.

Так же, как и ручное качество, возникла народная вышивка. Ею украшали платья и предметы домашнего обихода. Особенно это относилось к праздничной одежде. В конце XIX века вышивка в Центральной России получила промышленное значение — вышивальщицы стали работать по заказам оптовиков-скупщиков, продававших кустарные изделия в городах. Наибольшее развитие строчевышивальный промысел получил в Ивановской области (Шуйский, Пучешский и другие районы), где вышивают главным образом белые полотняные изделия из фабричной ткани. Другой центр строчевышивального промысла в Центральной России — Торжок (Тверская область), который славится вышивкой золотом (по бархату, замше и другим материалам). В Торжке расположена единственная в стране художественная школа, готовящая специалистов по вышивке.

Многовековую историю имеет в Центральной России кружевоплетение. Это очень трудоёмкий процесс, и не случайно оно сложилось, прежде всего, в густонаселённых южных чернозёмных частях Центральной России. Главный центр кружевоплетения сейчас — Елецкий район (Липецкая область). Здесь основное производство кружев,

значительная часть которых идёт на экспорт. Здесь же работает художественная школа, готовящая специалистов по кружевоплетению.

Старинный промысел Центральной России - гончарствр. Ещё в середине XVIII века гжельские мастера в Подмосковье изготовляли из местных глин керамические изделия из цветной обожжённой глины, покрытые глазурью. Это была первая русская майолика. Гжель и теперь сохраняет значение главного центра по производству художественной керамики (фарфоровые скульптуры, посуда) и по подготовке кадров специалистов в этой области (Гжельский керамический техникум).

Всемирную известность имеют художественные промыслы Центральной России по изготовлению различных лакированных предметов из папье-маше, расписанных красочными миниатюрами - шкатулок, ларцов, блюд, предметов туалета и т.п. Современные центры лаковой живописи - Палех и Холуй в Ивановской области, Мстёра во Владимирской области. В прошлом это были центры владимирско-суздальской иконописи. Многое из иконописной техники перенесено в современную живописную миниатюру. Техника эта очень сложная и трудоёмкая, требует большого мастерства.

Коротко опишу технологию изготовления шкатулки: намотанные несколькими слоями на болванку нужной формы картонные полосы зажимают в прессе, пропитывают растительным маслом, просушивают и обрабатывают на токарных станках. Затем полученную шкатулку шлифуют, покрывают лаком, на который в дальнейшем кисточкой наносят рисунок.

У каждого из этих трёх промыслов свой традиционный вид живописи, своё сочетание цветов, свой рисунок и, конечно, своя школа подготовки специалистов.

Иное происхождение лаковой живописи в Федоскино. Он имеет историю сравнительно недавнюю. Возник на базе фабрики (Лукутина), которая поставляла художественные предметы (табакерки, папиросницы и др.) в Петербург и Москву. Постепенно производство расширялось, переросло рамки одной фабрики и сейчас широко известно в мире.

В церковном зодчестве Центральной России важное место занимали фрески, рельефные изразцы, кресты и иконы. Всё это создавали местные умельцы. От них и пошёл возникший в конце XVIII века в городе Ростове- Ярославском, известном своими монастырями и церквами, промысел по изготовлению художественной эмали (финифть). В настоящее время мастера

финифти Ростова-Ярославского производят броши, коробки, предметы туалета и другие изделия, которые ценятся и в нашей стране, и за рубежом.

Особое место в художественных промыслах Центральной России занимает изготовление игрушек. Ещё в XVII веке изготовлением игрушек занимались художественные мастерские при Троице-Сергиевой лавре, где работали резчики, лепщики, столяры. Позже в этом районе возник кустарный промысел по изготовлению игрушек (коней, троек, барынь и т.п.). Центр этот и сейчас сохраняет за собой ведущее место по производству таких игрушек.

Народные художественные промыслы получили развитие и в других районах России, хотя по масштабам производства и разнообразию они значительно уступают промыслам Центральной России и локализованы в немногих местах.

В Поволжье художественные промысла распространены главным образом в северной его части - в Заволжье, где мастера росписи и резьбы по дереву издавна расписывали жилища, предметы домашнего быта. Развитию росписи и резьбы по дереву способствовали переселившиеся сюда старообрядцы, вместе с которыми приехали и иконописцы. Современный центр художественной росписи и резьбы по дереву не только в Поволжье, но во всей России - Семёновский район Нижегородской области, где делают хохломские изделия: вазы, мебель, ложки, известные своим растительным орнаментом и техникой золотой окраски.

Вогло-Вятская часть Поволжья известна в стране промыслом народной игрушки. Крестьяне занимались как побочным промыслом, так и изготовлением из ивовых прутьев, лыка, мочала, соснового корня различных так называемых щепных и плетёных вещей (сита, корзинки и т.п.) и игрушек. В дальнейшем наряду с деревянной игрушкой здесь стали делать глиняную игрушку, которая в последствии приобрела большую известность. В настоящее время основной центр промысла такой народной игрушки - город Киров, где изготовляют яркие и красочные дымковские глиняные игрушки.

В Северо-Западной и Северной России народные промыслы сложились в первую очередь на базе местного льна. Наибольшей известностью пользуются Крестецкий строчевышивальный промысел (Новгородская область), где делают так называемую гипюрную вышивку на белом льняном полотне, и кружевоплетение в некоторых районах Вологодской области (Вологодский, Сокольский, Грязовецкий и другие районы), которая занимает первое место в стране по производству кружев.

Особое место среди народных промыслов Северной России занимает резьба по кости. Этот оригинальный промысел сложился в Холмогорском районе Архангельской области (с.Ломоносове, где работает единственная в России школа косторезов). В прошлом холмогорские косторезы в основном обрабатывали добываемую на крайнем севере мамонтовую кость, а также моржовую кость. Сейчас обрабатывают наряду с моржовой костью и обычную кость.

На Урале наиболее распространённый народный промысел - камнерезный. Для него используют гипсовый камень, имеющий многочисленные месторождения на западе Урала, в Пермской области (Кунгурский район). Гипсовый камень — мягкий, вырубленный в карьерах, он обтачивается, а затем из него вырезают различные изделия.

На Северном Кавказе народные художественные промыслы получили наибольшее развитие в Дагестане. Здесь изготовляют кустарным способом ковры из местной овечьей шерсти, а также ювелирные изделия и предметы домашнего обихода из серебра (подстаканники, ложки, стопки, вазочки и т.п.).

Материал о народных художественных промыслах желательно включать в географическую характеристику района. При изучении Центральной России он заслуживает специального рассмотрения, так как имеет определённое значение для хозяйства России. При рассмотрении Поволжья и Урала этот материал целесообразно связать с характеристикой ресурсов (древесины и полезных ископаемых), а при изучении Северной России и Северо-Запада - с сельским хозяйством (лён) и морским промыслом (обработка кости). Изучая Северный Кавказ, о промыслах можно упомянуть как о специфике Дагестана.

Использование сведений о народных промыслах способствует более прочному запоминанию материала учащимися, повышает интерес к предмету, оживляет урок.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: gaa0362 (17.06.2011)
Просмотров: 78606 | Комментарии: 44 | Рейтинг: 4.2/13
Всего комментариев: 2
2 MichaelSag  
0
https://katashi.ru/currency/ - курс валют прогноз - курс валют цб рф, курс доллара в россии.

1 olidwjhgl  
0
Die Erfahrungen vom 9 Maerz 2005

konnichi wa

Sie lieben plastische Chirurgie?
Erfahrungen Femmestyle
Niemand operiert besser Faltenkorrektur
Warum also dauernd suchen?

Besuchen Sie Femmestyle Webseite und bekommen Sie umfassende Infos über

http://www.femmestyle.at/ - Nasenkorrektur Kosten
Ein super Tip von tortenfischpoifemmealledomains 393
phôp khan mai

Имя *:
Email *:
Код *: