Суббота, 18.05.2024, 22:32

Добро пожаловать на мой персональный сайт!

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [4]
День космонавтики [3]
презентации ко Дню космонавтики
Мои учебные материалы и методические пособия [2]
Афганистан [1]
материалы ко Дню вывода войск из Афганистана
Корзина
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои учебные материалы и методические пособия

Федеративные контуры политической географии России: история и современность
[ Скачать с сервера (44.5 Kb) ] 22.08.2011, 21:33

Федеративная форма государственного устройства России, закрепленная Конституцией Российской Федерации 12 декабря 1993 года, является неотъемлемой частью современной политико-географической реальности нашего государства.

Становление и развитие российского федерализма в постсоветский период традиционно считаются одним из основных процессов формирования демократической российской государственности. Но российский федерализм имеет значительно более глубокую историю, чем 19 лет, прошедшие после подписания федеративного договора.

Федерацией Россия могла стать 6 января 1918 года, когда было принято постановление Учредительного собрания, провозглашающее федеративное устройство России: «Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах, суверенные».

Но так как Учредительное собрание не завершило работу установленным порядком (оно было разогнано), то юридически российский федерализм ведет свой отчет с 18 января 1918 года, когда III съезд Советов утвердил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, в которой провозглашалось: «Российская Советская Республика утверждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик». Впоследствии данная Декларация вошла в состав Конституции РСФСР 1918 года, которая окончательно закрепила в политико-правовом поле федеративное государственное устройство России.

Федеративные очертания новой советской государственности не стоит однозначно связывать с попытками новой власти привести политико-территориальную организацию страны к пониманию её географического и этноконфессионального разнообразия, в большой степени – это попытка сыграть на противопоставлении унитарному государственному устройству Российской империи и формальная попытка придать праву наций на самоопределение некие реальные очертании. В действительности – остаточный принцип выделения государственных функций и полномочий национально-территориальным образования и административно-территориальным единицам и однопалатный (вплоть до 1989 года) парламент – Верховный Совет РСФСР.

Вместе с тем, советский период развития российского федерализма заложил основы современного состава субъектов Российской Федерации. В частности, вплоть до 1923 года административно-территориальное деление РСФСР лишь отчасти соответствовало классическим представлениям о федерализме – губернии и уезды, и только АССР напоминали о том, что Советская Россия стала на путь федеративного строительства. В рамках реформы по укрупнению 1923-1929 гг. в составе РСФСР, на тот момент уже входившей в состав СССР, были образованы 11 АССР, 7 краев, 6 областей, 14 автономных областей, 3 национальных округа. Губернии были упразднены. Обозначенная сетка административно-территориального деления неоднократно перестраивалась вплоть до 1957 года, что только подтверждает формально федеративный характер государственного устройство РСФСР. По сути, была сформирована базовая сетка (АССР, автономные области, края, области, автономные округа (их до 1978 года называли национальные округа)), на базе которой начнет строиться современной российский федерализм.

Процессы развала СССР и формирования новой российской государственности оказали существенное влияние на политическую географию страны: заложенная в 1918 году мина «самоопределения наций» сработала – в деле повышения своей самостоятельности и независимости активизировались регионы, прежде всего, национальные. Де-юре, формальная федерация стала превращаться в реальную, де-факто – был запущен процесс развала страны, который мог перекроить политическую карту мира. Начался «парад суверенитетов», в результате которого АССР и ряд автономных округов в составе РСФСР повысили свой статус до республик, Чечено-Ингушская АССР распалась на Чеченскую Республику и Ингушетию, а Чукотский автономный округ выделился из состава Магаданской области. В борьбе за суверенитет, максимальную независимость от республиканского центра включились и территориальные субъекты РСФСР (края и области); в стране сложился опасный тренд децентрализации вплоть до сепаратистских настроений. Власть в тот момент отлично понимала невозможность возврата к фактическому унитаризму РСФСР и важность принципа федерализма в процессе построения новой демократической России, поэтому ей оставалось только направить хаотичные процессы децентрализации в конструктивное русло федеративного государственного строительства. В результате – 31 марта 1992 года состоялось подписания федеративного договора между регионами России о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. Этот договор, хотя и проигнорированный Татарстаном, Чечней и Ингушетией, стал результатом большой согласительной и правовой работы уполномоченных структур центра по сохранению территориальных основ российской государственности.

Впоследствии именно федеративный договор и сложившиеся на его основе политико-правовые отношения центра и регионов позволили в Конституции РФ 12 декабря 1993 года провозгласить Россию федеративным государством. Стоит отметить, что Россия – одна из самых сложных федераций в мире. По способу образования она относится к категории конституционно-договорных федераций – прописана в Основном Законе (Конституции) и закреплена специальным договором. Сложен и состав субъектов Российской Федерации – есть выделенные и по национальному признаку (республики, автономные округа, автономная область), и по территориальному признаку (края, области) субъекты, что позволяется характеризовать Российскую Федерацию как национально-территориальную. Со временем были урегулированы федеративные отношения с Татарстаном, Ингушетий и Чечней. 1990-е годы стали временем бурного становления российского федерализма, что порой существенно снижало эффективность государственного управления в условиях страны, привыкшей к унитаризму, и меры не заставили себя долго ждать.

13 мая 2000 года во исполнение Указа Президента РФ в России были созданы федеральные округа, возглавляемые полномочными представителями Президента РФ, – появилась надсубъектная форма политико-территориальной организации российского пространства, началось выстраивание вертикали власти. Заметим, что подавляющее большинство федеральных округов образованы из преимущественно территориальных (по принципу своего образования) субъектов, исключение – Северо-Кавказский федеральный округ. В июне 2011 года Д.А. Медведев озвучил план формирования Столичного федерального округа – создание такой структуры позволит проводить некоторые аналогии с округом Колумбия в США

Параллельно с совершенствованием механизма федеральных округов проходили процедуры приведения соглашений между центром и регионами к единой форме: субъекты Российской Федерации делались действительно равноправными.

Совершенствовалась и сама структура федерации – проходил процесс укрупнения регионов: с 2003 года в России прошла серия референдумов по объединению субъектов Российской Федерации. Так на политико-административной карте страны появились Пермский край, Камчатский рай, Забайкальский край, потеряли свой субъектный статус ряд автономных округов.

Стоит отметить, что, как и во многих других крупных федерациях, например, в Соединенных Штатах Америки, государственное управление дополняет региональную сетку деления страны своей окружной системой – в России это не только уже названные 8 федеральных округов, но и 4 военных округа, 9 часовых поясов, 11 экономических и 14 географических районов.

В целом, сегодня федерализм с его вертикалью власти, функциональным районированием, непростой историей централизации-децентрализации стал частью российской государственности; политическая география страны мыслится только в категориях федерализма – не просто формы государственного устройства, а неотъемлемого свойства современной российской политической географии, специфику которого должны понимать все граждане нашей страны с начала своей политической социализации. Соответственно, преподавание географии России в современной школе должно детально раскрывать сущность российского федерализма и его роль в развитии нашего государства.
Категория: Мои учебные материалы и методические пособия | Добавил: gaa0362
Просмотров: 1382 | Загрузок: 652 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: